История шляпы

Шляпа (от англ. Hat) – головной убор устойчивой формы, обычно состоящий из тульи, полей и элементов декора.

Древний Египет

В Древнем Египте фараон надевал под корону большой платок из полосатой ткани, который называли клафт или немес. Остальные египтяне, кроме рабов, носили парики из растительного волокна.

Античность

В Древней Греции мужчины и женщины ходили с непокрытой головой, но во время путешествий надевали низкую круглую фетровую шляпу с полями — петасос. Петасос стал прообразом большинства фасонов современных шляп.

 XIV-XV век

Прототипом современных шляп ученые также считают средневековый геннин. Согласно самой распространенной версии, высокую коническую шляпу придумала королева Франции Изабелла Баварская в 1395 году. Так как на рубеже XIV и XV веков господствовала французская мода, головные уборы бургундских придворных дам распространились по всей территории Европы.

Каркас для геннина делали из бумаги или накрахмаленной ткани, а затем обтягивали дорогим материалом. Высота геннина принцесс достигала 1 м, придворных дам – около 60 см. С тыльной стороны головного убора располагалась прозрачная вуаль, иногда закрывающая лицо. Выбившиеся из-под геннина волосы выбривали, оставляя маленький треугольник посреди лба. Из-за моды на высокие геннины в замках приходилось прорубать специальные дверные проемы.

Этот головной убор носили до XVI века.

XV-XVI век

В это время в Германии и Франции были популярны соломенные шляпы

В Средневековье, еще во времена Карла Великого, появились особые обычаи в ношении головных уборов: достойные люди носили на тулье перья фазана и петуха, а проштрафившиеся – ощипанные тушки лесных птичек. Зеленые и желтые шляпы должны были надевать банкроты.

XVI век

В XVI веке появились широкополые шляпы из фетра, сменив популярные до этого капюшоны с длинными хвостами — шапероны. Предположительно, широкополые шляпы в европейских городах из-за традиции выливать нечистоты из окон практически на головы прохожим. Дамы также носили шляпы с широкими полями, украшая их плюмажем, мехом, лентами и драгоценностями.

Знатные дамы в Европе стали носить персидские тюрбаны. Также популярными стали чепцы, которые прежде использовали как головной убор для купания и сна. Мужчины носили их достаточно короткое время, а в женской моде они продержались до конца XIX века. Во второй половине ХVI века европейскую моду диктовала Испания. Популярными стали берет, ток и жесткая высокая шляпа с цилиндрической тульей – прообраз цилиндра.


  

XVII век

Шляпы в XVII веке шили из различных материалов всевозможных цветов и оттенков, декорировали драгоценностями и перьями. Украшения крепили не только к тулье, ими обшивали и края полей. Шляпы использовались преимущественно в декоративных целях, так как из-за моды на сложные и пышные парики головные уборы обычно носили подмышкой.

Мужчины в Европе носили шляпы из фетра, сукна, замши, кожи, велюра и шерсти. Это были шляпы с разной шириной  полей и высотой тульи. Края полей некоторых приподнимали и прикалывали к тулье, украшенной лентами, страусовыми перьями, пряжками из драгоценных металлов и камней. В частности, такие шляпы носили французские мушкетеры. Цвет у таких шляп мог быть желтым, коричневым, белым, черным…

На торжественные мероприятия мужчины надевали низкую шляпу, свалянную из меха бобра, обвитую длинным пером. Ее называли «Шляпа Людовика XIII», т.к. французский король особенно любил этот фасон.

Женщины носили чепцы, капюшоны, капоры, платки, маленькие бархатные шапочки с вышивкой. Для выхода на улицу дамы надевали широкополые шляпы, украшенные драгоценностями и плюмажем.

 С 1630-х годов началась история шляп в России.

Во второй половине XVII века мода резко поменялась. Благодаря королю Людовику XIV Франция стала законодательницей моды, а все европейские государства попали под так называемый «версальский диктат». В то время во Франции были популярны мягкие широкополые шляпы из фетра с пером или лисьим хвостом наверху. Из-за неудобства использования во время военных действий и охоты головных уборов, ограничивающих обзор, их поля стали подкалывать – сначала с правой стороны, а позднее так, чтобы образовалось три угла. Эта манера ношения видоизменилась в новый вид шляп – треуголки. В эпоху правления Людовика XIV они стали элементом военной формы, а затем распространились по всей Европе.

XVIII век

В Европе в эпоху барокко дамы носили фонтанж – чепец из кружева. На церемониальном приеме в Версале в 1713 году герцогиня Шрусбери появилась без чепца с простой прической, украшенной шнурком и цветами. Людовику ее вид очень понравился, что и поставило точку на ношении фонтанжа.

Аристократки стали сочетать аккуратные прически и простые чепцы, небольшие кружевные заколки, круглые шляпки-токи. Под влиянием изящной эпохи рококо количество популярных женских головных уборов увеличивалось: летом дамы носили соломенные шляпы, а осенью и весной – фетровые. Классическими соломенными моделями стали флорентийская шляпа, панама и канотье. На торжественные приемы надевались сетки из тонких нитей, роскошные заколки, легкие чалмы и тюрбаны. Для путешествий и прогулок были предназначены треуголки и теплые шляпки. Все головные уборы того времени отличались простотой исполнения и минимальным декором.

Мужчины в эпоху рококо, наряду с треуголками, стали носить фетровые шляпы и маленькие шапочки «жокей».


  

В 1770-х годах фасоны головных уборов резко поменялись. Моду того времени задавала французская королева Мария Антуанетта. Дамские шляпки выросли в размерах. Некоторые модели того времени достигали метра в диаметре. Их украшали лентами, искусственными цветами, перьями, кружевами. В шляпки даже монтировались специальные механизмы, которые заставляли двигаться фигурки птиц или бабочек. На головных уборах размещались модели парусников, многобашенных замков, блюд с фруктами, лебедей, мельниц, мостов и пр. Дамы носили на шляпах живые цветы, помещенные в вазочки с водой, а также целые композиции, например, «изгнание Адама и Евы из рая».

XIX век

В XIX веке шляпа стала одним из главных предметов мужского и женского гардероба. В конце XVIII века появилась двуугольная шляпа, постепенно вытеснившая треуголку в повседневном гардеробе. В первые годы столетия солдаты Наполеона, вернувшиеся из египетского похода, на кончиках своих штыков принесли тюрбаны поверженных мамелюков. Лорд Байрон воспел восточную экзотику и появился на публике в тюрбане. Эти головные уборы снова стали популярны.

В 1797 году англичанин Джон Геттерингтон изобрел шляпу-цилиндр. В мужскую моду головной убор вошел в начале XIX века.

С 1820 года популярным стал боливар – цилиндр с широкими полями. В 1835 году появился складной цилиндр — шапокляк. Этот вид шляп был популярен в течение столетия и вышел из моды только к Первой мировой войне.

Дамы в первой половине XIX века продолжали носить шляпки-токи, пышно украшенные перьями, пряжками и аграфами с драгоценными камнями. В моду вошла шуте (schute) — женская соломенная шляпа, подобная чепцу, с широкими полями, обрамляющими лицо.

Знаменитая шляпа Наполеона не соответствовала униформе частей французской армии и являлась личной разработкой императора.

Ко второй половине столетия женские головные уборы почти утратили свои практические функции. Фасоны шляп сменялись стремительно.

Отделка шляпок того времени включала мантоньерки — ленты, удерживавшие шляпу, и баволетку — пришитую изнутри оборку над затылком.

Шляпка стала символом того, что дама образована и знает правила светского этикета. В то время установились правила, позволяющие женщине не снимать головной убор в помещении.

В 1849 году в Англии появилась мужская шляпа-котелок, более удобная по сравнению с громоздкими цилиндрами. Она стала популярной во всей Европе и не выходила из моды до Первой мировой войны.

С 1851 по 1867 год, в эпоху популярности кринолинов, женские головные уборы уменьшились в размерах. Дамы носили кружевные чепцы, тюрбаны с перьями и драгоценностями, девушки ходили в маленьких шляпках «биби» из шелка или соломки, украшенных цветами и лентами. Головные уборы обычно завязывали лентами у подбородка. Летом носили шляпы из флорентийской соломки. В 1850-е годы женщины также носили капот — небольшую, высоко надетую шляпу. К концу XIX века она превратилась в головной убор для пожилых дам.

Во второй половине XVIII века появилась шляпка-памела, по имени героини романа английского писателя Сэмюэла Ричардсона «Памела, или вознагражденная добродетель». Эта модель украшалась полевыми цветами и колосьями.

В 60-е годы популярными стали женские треуголки, украшенные перьями. В 1863 году в моду вошла шляпка «ветреница», которой прочили недолгую жизнь из-за того, что она не защищала лицо от солнца.

С середины XIX столетия дамы также начали осваивать мужской гардероб: появились женские шелковые цилиндры, соломенные канотье, ковбойские шляпы, шляпки фасона «кибитка» с круглыми полями. Изнутри и по нижним краям тульи они декорировались цветами из ткани, перьями, лентами, оборками из кружева, воздушных тканей, тесьмы. Несколько лет было модно украшать свои шляпки чучелами земноводных. Затем в качестве украшения шляпок стали использовать птиц. Тогда же шляпки декорировались вуалями.


  

ХХ век

В начале ХХ века, в эпоху модерна, головные уборы пышно украшались цветами. В моду вновь вошли широкополые шляпы, которые могли уместить на своих полях пармские фиалки, камелии, розовые букетики. В декоре использовали птичьи чучела.

Великий реформатор моды Поль Пуаре в 1900-е годы предложил дамам яркие тюрбаны, эгретки и скромные ленты. Летом дамы носили канотье, украшенные незабудками, розовыми бутонами, полевыми цветами. Зимой женщины надевали капоры, завязывающиеся под подбородком, также актуальны были меховые шляпы.

В конце 1900-х годов распространилась мода на маленькие шляпки, похожие на куриную головку с гребешком из фазаньих перьев. Их именовали «шантеклер» по названию пьесы Эдмона Ростана. В начале XX века в США, а затем и в Европе модным стал танец американских негров «кэк – уок» cakewalk. Появились и одноименные женские шляпки.

К концу 1900-х годов снова стали модными шляпы значительных размеров. Их даже называли «бельевыми корзинами». Ширина и величина головных уборов часто мешала даме передвигаться.

В 1910 году «Дамский листок» писал, что последним писком сезона стали перья на шляпах значительной длины:

Но к 1911 году поля дамских шляпок стали более узкими и загнутыми вверх, что стало одним из символов перехода к новой, «комфортной» моде. Богато украшенные цветами головные уборы вышли из моды, актуальной осталась только вуаль. Широкие поля сохранились на женских шляпах исключительно в мягких летних моделях.

В 1913 году платье нового силуэта – узкое по всей длине — теперь завершали чалма, ток или шотландский беретик. Тогда были актуальны токи из бархата, фетра или кожи, украшенные пером или бантом. Зимой дамы надевали маленькие круглые меховые или фетровые токи с вуалью или без нее. Вуаль к середине десятилетия уже начала выходить из моды.

Моде на отдельные модели шляп способствовал стремительно развивающийся в то время кинематограф. Многие дамы носили простые широкие шляпы без декора.

1920-е. Короткие стрижки, которые начали появляться в предыдущее десятилетие, теперь закрепились в моде. В то время актуальной считалась шляпка-клош с узкими полями, которая отлично подходила под стрижку.

1930-е. Развитие общественного транспорта и финансовый кризис 30-х окончательно вывели из дамского гардероба громоздкие головные уборы. Первая половина десятилетия стала расцветом моды на шляпки-токи. Их носили с вуалетками, украшали аксессуарами из бисера, небольшими искусственными цветами, цветными перышками. В 1933 году в моду вошли вязаные и плетеные шляпки. Особенно модными были головные уборы из конского волоса. Также популярными вновь стали женские канотье, но слегка измененной формы. Из украшений для головных уборов использовались помпоны, вуали, шнурки.

С середины 30-х годов жен в моду вошли тирольские шляпы. Грета Гарбо надела шляпку-таблетку, после чего этот головной убор также стал актуален среди дам. Таблетки закрепляли на голове булавками или сажали на резинку. Появилась плоская шляпка – «десертная тарелка».


  

В конце 30-х годов бывшая манекенщица Полин Адам стала лидером в производстве дамских шляп и задавала тон вплоть до 1960-х. Моду 30-х годов формировали также Коко Шанель и Эльза Скиапарелли. Основываясь на идеях Сальвадора Дали, Эльза создала эпатажные шляпки «Стоптанная туфелька», «Наседка в гнезде» и «Осьминог».

В 30-х годах по-прежнему было неприлично появляться на людях без головного убора. 

1940-е. В 40-е и 50-е годы XX века дизайнеры восполняли нехватку материалов для производства шляп собственной изобретательностью. Маленькие шляпки с вуалетками и без них сооружали из портьер, соломки, обрезков тканей, бумаги. В военные годы в зимнее время женщины носили маленькие, сдвинутые на лоб шляпки, сверху повязанные платком или шарфом, либо глубокие шляпы из мягкого фетра с опущенными полями. Был популярен «лохматый» фетр с длинным ворсом.

Появившийся в конце 40-х годов стиль New Look принес моду на головные уборы с широкими полями, в частности на шляпы-колесо.

В 1942 году в Англии мужские шляпы разрешали продавать только лысым клиентам, так как из-за войны поставки головных уборов в страну сильно сократились. В конце 1940 — начале 1950-х годов модным был ток под названием «тамбурин».

Обладателем большой коллекции шляп был Уинстон Черчилль.

1950-е. Характерной чертой моды 50-х годов стало отсутствие гротескных, вычурных форм. Дамы носили соломенные шляпки, которые с помощью современных технологий теперь окрашивались в различные цвета. Представительницы прекрасного пола, уставшие от сухих нарядов военных лет, стремились к женственности. Популярными были миниатюрные шляпки, которые носили во все сезоны. Среди мужчин наиболее актуальными были шляпы-федоры.

1960-е. Благодаря Жаклин Кеннеди, в 60-х годах модными стали шляпки-таблетки. Также актуальными были небольшие шляпки с косыми полями, украшенные брошками, массивными булавками с камнями или мягкими бантами из той же материи, что и головной убор. Дамские головные уборы часто украшались вуалью. Моду на шляпы в то время во многом задавала актриса Одри Хепберн.

1970-е. В конце 60-х годов в связи с распространением личных автомобилей и четких стрижек, укладываемых феном, шляпы стали выходить из обязательного гардероба женщин и мужчин. Однако в Советском Союзе шляпы были наиболее популярны именно в 70-е годы.

1980-е. С 1980 года стали актуальны токи из велюра, бархата, фетра, хотя шляпы уже не были популярны в это десятилетие. Некоторый интерес к ним возродила принцесса Диана.

1990-е. В последнее десятилетие ХХ века знаменитыми стали оригинальные дизайнерские шляпки Филипа Трейси, который позднее трижды был отмечен премией Британского совета моды как лучший дизайнер аксессуаров.


  

Эксклюзивные шляпы

Французский дизайнер Луи Мариетт, занимающийся изготовлением эксклюзивных головных уборов для знаменитостей, изготовил шляпу из платины, инкрустированную бриллиантами. На ее создание модельера вдохновили колокольчики и плющ, поэтому головной убор имеет извилистые «стебли». Стоимость составила $2,7 млн, но головной убор не предназначен для продажи.

Австралийский дизайнер Энн Мари Виллет в соавторстве с мастерами обработки драгоценных камней Вики и Питером Дрэкеттами создала головной убор «Глубокое голубое море», украшенный яркими павлиньими перьями и 26-ю разноцветными опалами общим весом 1 447 карат, добытыми на знаменитом месторождении Лайтнинг-Ридж. Даниэла Л’Аббат и Кристин Руссель вырезали из опалов изящные микроскульптуры, после чего они были помещены в раствор чистого серебра и 18-каратного золота ювелирным мастером Гердом Герольдом Шульцем. По предварительным оценкам, головной убор стоил от 150 до 200 тысяч долларов.

Шляпы на скачках Royal Ascot 

Королевские скачки Royal Ascot являются символом старой Британии, а также считаются главной международной выставкой оригинальных дамских шляпок. В каждый из пяти дней скаковой недели дамам положено надевать новую шляпку. Самая экстравагантная из них должна быть представлена в четверг, в так называемый Ladies’ Day. Средняя стоимость шляпок, которые леди надевают на скачки, составляет 3000 фунтов стерлингов.

Великобритания. Английская королева-мать не выходит на люди без шляпы. В Великобритании существует музей, посвященный шляпкам британской королевы. Там каждый экспонат дополнен надписью, где и по какому поводу королева появилась в данном головном уборе, и фотографиями монаршей особы в нем.